Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тэйтум арт

Энциклопедический словарь

ТЭЙТУМ Арт - ТЭ́ЙТУМ (Тейтум) Арт (Tatum Art) (13 октября 1909, Толедо, шт. Огайо, США - 5 ноября 1956, Лос-Анджелес), американский джазовый (см. ДЖАЗ) пианист, один из первых свинговых (см. СВИНГ) солистов-виртуозов. Обладатель феноменальной исполнительской техники. Принято считать, что его эксперименты предвосхитили гармонический язык исполнителей бибопа (см. БИБОП). Отличительной чертой стиля игры Арта Тэйтума является частое использование гамм (см. ГАММА (в музыке)) и арпеджио (см. АРПЕДЖИО), охватывающих всю клавиатуру.

Родился слепым (врожденная катаракта), перенес серию операций, в результате которых восстановилось зрение одного глаза (мог различать контуры предметов). Уже в три года подбирал по слуху религиозные гимны. Подростком играл на вечеринках и в маленьких кафе. В 17 лет стал штатным пианистом на радиостанции в Толедо, которое регулярно передавало его пятнадцатиминутные выступления (они стали так популярны, что позднее транслировались и по национальной радиосети). Аккомпанировал Аделаиде Холл, знаменитой в то время певице кабаре. Пианизм Тэйтума развивался от страйда (особая джазовая техника, при которой левая рука пианиста создает насыщенный ритмико-мелодический рисунок на четырехбитовой основе) к собственному стилю - иногда эксцентричному, изобилующему пассажами, арпеджио и неожиданными переходами в отдаленные тональности.

В конце 1920-х гг. завоевал признание всего джазового Нью-Йорка, повергая других пианистов в благоговейный ужас. Многие просто отказывались играть при появлении Тэйтума. Он мог исполнять пассажи двойных тонов и сложные арпеджио в темпах, доселе неведомых в джазе. Среди его первых записей есть пьеса Tiger Rag, которая исполняется в темпе, соответствующем 370 ударам метронома в минуту. Мало кто из джазовых пианистов мог выдержать этот темп, а Арт практически не допускал отклонений от него. В 1949 на концерте он сыграл композицию I Know That You Know в темпе, равном 450 ударам метронома в минуту - это означает, что в некоторые моменты играл до тысячи тонов в минуту!

В течение следующих десяти лет постепенно завоевал признание публики. Неохотно играл в оркестрах, выступал главным образом с сольными программами. Первые его пластинки вышли в 1933. В 1937 в Нью-Йорке собрал секстет, с которым годом позже выступал с успехом в Лондоне. В 1943 организовал трио с контрабасистом Слэмом Стюартом и гитаристом Тайни Граймсом, которые имели большой опыт участия в шоу и были ведущими инструменталистами того времени. Сотрудничал с Коулменом Хокинсом (см. ХОКИНС Коулмен), Барни Бигардом, Милдред Бэйли, Биг Джо Тернером.

С утверждением на джазовой сцене бопа на некоторое время прекратил выступления до начала 1950-х гг. Между декабрем 1953 и январем 1955 по заказу Нормана Гранца (Norman Granz) записал свыше ста сольных номеров, которые затем вышли на одиннадцати долгоиграющих пластинках. Однако к тому времени, когда эта серия была выпущена, Арт Тэйтум уже был серьезно болен.

Среди последователей Тэйтума - Оскар Питерсон (см. ПИТЕРСОН Оскар), Ахмад Джамал, Билли Тейлор и др.

Полезные сервисы